Территория Сталинского района Москвы. Фрагмент карты 1938 года.
Схема инженерных сооружений на территории Измайловского парка. Январь 1942г.
Обводнение Москвы.
Сталинский план развития Москвы 1935 года предусматривал полную реконструкцию столицы и создание на ее месте своеобразного города-мечты. Планы архитекторов были действительно грандиозными: пробить бульвары в Замоскворечье и замкнуть их, создав еще одно полноценное кольцо, расширить и спрямить городские магистрали, озеленить Москву и превратить ее в настоящий сад, а также проложить вокруг города систему судоходных каналов, по которым из Москвы можно будет без пересадок попасть в пять ближайших морей.
В начале XX века Москва столкнулась с целым рядом серьезных проблем: растущее население и отсутствие нового жилья, неслаженная работа общественного транспорта, наличие неблагоприятных районов, кишащих ночлежками и кабаками, а также нехватка питьевой и технической воды.
Построенная в 1903 году на Истре Рублевская водокачка уже не могла обеспечить потребности москвичей в чистой воде. Говорят, в то время Москва-река так обмелела, что ее можно было легко перейти вброд прямо напротив Кремля – в том месте, где сегодня расположен Большой Каменный мост.
На территории Москвы протекали 37 больших и малых рек, многие из которых были заключены в уложенные под землей каменные трубы. Большинство водоемов «заросли» мусором и источали неприятные запахи.
Поэтому в 1930-е годы московские власти решают полностью перестроить систему водоснабжения, наполнить столичные реки водой из верховьев Волги, а также построить систему судоходных каналов. Все это наряду с другими крупными изменениями вошло в Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года.
Сооружение канала Москва-Волга было одной из основных задач проекта обводнения столицы, однако кроме этого планировалось провести немало работ и в самом городе. По задумке архитекторов, наряду с возведением новых красивых и высоких каменных зданий, высадке зеленых деревьев и прокладке широких проспектов для превращения Москвы в лучший город земли, ее должно было окружить еще одно кольцо – на этот раз водное.
Предполагалось, что в «новой» столице будет множество каналов с чистой водой, она будет наполнять большие водоемы, открытые для купания и занятия спортом обычным москвичам. Сталинский план развития Москвы предусматривал, что волжская вода придет в столицу и буквально «умоет» город.
В 1932 году вместе с прокладкой канала в сторону Волги началось и строительство крупного водохранилища в Химках. Вскоре на его берегу появился Северный речной порт, а сам водоем получил важное транспортное значение. Именно Химкинское водохранилище должно было замыкать на себе большое судоходное кольцо, которое градостроители хотели построить в столице.
Для его прокладки предполагалось спрямить русло Москвы-реки, а в некоторых местах прокопать новые «реки». Всего по плану должны были соорудить шесть каналов – Хорошевский и Карамышевский должны были стать продолжением канала Москва-Волга, Дорогомиловский прошел бы по территории районов Дорогомилово и Раменки параллельно кольцу МКЖД, Андреевский или Лужнецкий должен был начинаться у Андреевского монастыря и идти на юго-восток почти по прямой линии, Восточный хотели проложить через Мытищи и далее по трассе нынешней МКАД до Кусково. Шестой, Северный канал, должен был соединить Химкинское водохранилище с Яузой.
Большинство фарватеров хотели оборудовать шлюзами, гидроузлами и судоподъемниками. Также предполагалось создать в восточной части города большую гавань и водохранилище, которое бы соединялась с остальной системой через Восточный канал.
Реконструкции подлежала и Яуза. Ее берега хотели одеть в гранит, обустроить набережные, реконструировать мосты и построить четыре новых гидроузла.
Претворить в жизнь эти грандиозные планы помешала война. Из всего того, что с гордостью было нанесено на бумагу и представлено на обозрение народу, реализовали лишь малую часть – были построены Хорошевский и Карамышевский каналы, а также реконструирована Яуза.
Схема основных магистралей, озеленения и обводнения г. Москвы.
Проект 1935 года.
Генеральный план реконструкции Москвы разработан архитекторами В. Н. Семёновым и С. Е. Чернышёвым. Это первый план реконструкции города, когда исторически сложившуюся радиально-кольцевую структуру города перенесли и на новые районы, запланировав создание кольцевых и радиальных магистралей. Конечно, из-за Великой Отечественной войны и менявшихся реалий жизни он реализован далеко не полностью, но и исторической точки зрения это, конечно, весьма интересный документ.
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) 10 июля 1935 г.
Утвердить следующий генеральный план реконструкции г. Москвы на 10 лет и на ближайшие 3 года, представленный московскими организациями.
Фрагменты из данного документа.
3. За пределами этой территории создать лесопарковый защитный пояс в радиусе до 10 км, состоящий из равномерно расположенных крупных лесных массивов, берущих свое начало в загородных лесах и служащих резервуаром чистого воздуха для города и местом отдыха для населения. Приступить к соединению этих зеленых массивов зелеными полосами с центром города по следующим направлениям:
а) от Сокольнического и Измайловского зеленых массивов — по берегам Яузы;
б) от Ленинских гор и парка им. Горького — вдоль набережной Москва-реки;
в) от Останкинского зеленого массива — по Самотеке и Неглинной.
Помимо крупных массивов зелени на территории города, приступить к образованию новых районных парков и бульваров.
Привести в полный порядок, с планировкой и благоустройством, городские бульвары Садового и Бульварного кольца, парк Ленинских гор, Измайловский парк им. Сталина, Сокольнический парк им. Бубнова, Краснопресненский, Останкинский парки и парк Покровское-Стрешнево с расширением его и включением в его состав Химкинского водохранилища.
10. Одним из важнейших элементов территориальной планировки Москвы является озеленение города.
В связи с громадным значением зеленых насаждений для санитарно-гигиенических условий жизни и отдыха трудящихся и архитектурного оформления города перспективный план намечает значительный рост зеленых площадей в Москве.
В городской черте образуются из существующих зеленых массивов, путем их расширения, реконструкции и обводнения, следующие общегородские парки:
1. Измайловский парк им. Сталина — 1 956 га,
2. Центральный парк им. Горького, с включением Ленинских гор, расширяемых на новую юго-западную территорию и долину реки Сетунь, и Лужники — около 3 200 га,
3. Сокольнический парк — 952 га,
4. Краснопресненский парк — 81 га,
5. Фили-Кунцевский парк — 1 198 га,
6. Химкинский парк — 133 га,
7. Тимирязевский парк — 143 га существующего парка и 246 га нового,
8. Лихоборский — 510 га,
9. Останкинский — 373 га и примыкающий к нему новый зоопарк — 253 га,
10. Кусковский — 578 га,
11. Кузьминский — 676 га, Ленино-Коломенское — 1 740 га.
Кроме того ряд крупных парков намечено разбить на новой юго-западной территории города, с включением озелененных оврагов, водоемов и т. п. (Зюзино, Теплый Стан и др.).
Для осуществления озеленения города намечено организовать вокруг города широкую сеть питомников и оранжерей.